Проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим

Содержание

Верховный суд объяснил, кого можно признать безвестно отсутствующим

Проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим

Верховный суд РФ впервые разъяснил, кого и как можно признать “безвестно отсутствующим”. В решении суда подчеркнуто – разъяснения нужны не мертвым, они нужны живым. Родные пропавшего человека могут с таким решением суда в руках получить пенсии, другую социальную помощь, распорядиться имуществом пропавшего.

Не умер, не заболел, а просто куда-то исчез – так можно сказать о гражданах, которые вышли из дома и туда больше не вернулись. Подобных случаев гораздо больше, чем нам кажется.

Исчезает, по данным официальной статистики, приблизительно 30-35 тысяч человек ежегодно – население не очень большого провинциального города.

Кто-то из ушедших граждан вернется домой, кого-то рано или поздно найдут живым или мертвым, а остальные будут считаться “безвестно отсутствующими”.

Исчезает, по данным официальной статистики, приблизительно 30-35 тысяч человек ежегодно – население не очень большого провинциального города

Вот такой, кстати, немаленькой категорией граждан и занялась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ.

В частности, она пересматривала результаты интересного судебного спора – женщина с тремя детьми на руках просила признать ее мужа безвестно отсутствующим.

В суде истица, жительница Псковской области, рассказала, что ее муж в 2012 году уехал на Украину, и с тех пор о нем ни слуху ни духу.

Полиция получит доступ к геоданным потерявшихся людей

Спустя месяц после его отъезда обеспокоенная тем, что супруг не откликается, женщина пошла в правоохранительные органы и написала заявление – исчез муж.

Прошло пять лет, и гражданка снова пошла в полицию с аналогичным заявлением – найдите человека. На этот раз она получила ответ, что в полиции супруга ищут, так как подозревают его в совершении преступления.

Письмо заканчивалось тем, что полицейские написали следующее: все меры, которые они предприняли, результата так и не дали.

Суду истица объяснила, что у нее на руках оказались три девочки, и она просит суд установить юридический факт, что ее муж “безвестно отсутствующий”.

Это необходимо, чтобы оформить пенсии на детей по потере кормильца и решить вопрос “о назначении доверительного управляющего для управления и сохранности имущества ее мужа”.

Городской суд, выслушав гражданку, ей в иске отказал. А областной суд согласился с таким выводом.

Пришлось женщине дойти до Верховного суда РФ.

Там проверили материалы дела, обсудили доводы истицы и заявили, что “есть основания для отмены состоявшихся судебных решений”. По мнению Верховного суда РФ, нарушения норм права в этом вердикте допустили и городской, и областной суды.

Гражданин может быть признан судом “безвестно отсутствующим”, если в течение года по месту его жи-тельства ни у кого нет сведений, где он находится

Вот аргументы Верховного суда. Из материалов дела видно, что истица вышла замуж в 1998 году и в браке родились три дочери. Осенью 2012 года гражданка обратилась в местное ОВД с заявлением об исчезновении мужа. Спустя пять лет принесла туда же аналогичное заявление.

В деле есть сообщение следственного управления УМВД по Псковской области датированное 2017 годом. В нем говорится, что еще летом 2012 года было возбуждено уголовное дело и муж истицы в нем значится как обвиняемый, которого объявили в розыск. Сначала в федеральный розыск, потом – в международный.

Но так как гражданина не нашли, уголовное дело приостановили. Есть в деле и другие документы из местной полиции. В них сказано, что “в рамках разыскного дела местонахождение гражданина до настоящего времени не установлено”.

Такие же показания дал в суде и начальник отдела оперативно-разыскной работы местного подразделения полиции. Отказывая гражданке, городской суд заявил, что предоставленной ею информации недостаточно, чтобы признать ее супруга безвестно отсутствующим.

На взгляд суда, “имеются основания полагать”, что ее муж не пропал, а “умышленно скрывается с целью уклонения от наказания”. Областной суд такая аргументация устроила. А вот Верховный суд РФ – нет.

Суды признали 129 алиментщиков без вести отсутствующими

Свои доказательства высокая судебная инстанция начала с того, что напомнила про 42-ю статью Гражданского кодекса. В ней сказано, что гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим по заявлению “заинтересованных лиц”, если в течение года по месту его жительства ни у кого нет сведений, где он находится.

Верховный суд подчеркнул: институт признания гражданина безвестно отсутствующим – это удостоверение в суде факта “длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного жительства”, если оказались безуспешными попытки найти, где человек обитает и получить хоть какие-то сведения о нем.

Суд напомнил: институт признания человека отсутствующим “имеет целью предотвращения” возможных негативных последствий. Причем как для самого пропавшего человека, так и для “других лиц, в том числе имеющих право на получение от него содержания”.

В этой витиеватой фразе сказано, что признать человека отсутствующим важно для граждан с таким пропавшим человеком связанным, ведь от этого часто зависят какие-то “социальные гарантии в имущественной и неимущественной сфере”.

Полиция должна подтвердить в суде, что искала пропавшего и не нашла. Сергей Михеев

Из материалов дела видно, что с осени 2012 года о пропавшем человеке у близких нет никаких сведений. Это родные подтвердили в суде. Ничего не дали и оперативно-разыскные мероприятия полиции. В городском суде представители соцзащиты и Пенсионного фонда не возражали, чтобы гражданина признать отсутствующим.

ВС разъяснил права граждан в программе по расселению аварийного жилья

В этом деле, подчеркнул Верховный суд, юридически значимым, применительно к 42-й статье Гражданского кодекса было выяснение судом, есть ли какие-либо сведения о том, где гражданин находится. Но городскому суду оказалось достаточным для отказа только то, что супруг находится в розыске и может “умышленно скрываться”.

По заявлению Верховного суда РФ, сам по себе факт объявления человека в розыск из-за возбуждения уголовного дела без оценки всех сведений, полученных в результате такого розыска, не может быть основанием для отказа в просьбе – признать гражданина безвестно отсутствующим. Это судебные инстанции не учли, заявил Верховный суд. Так что отказ истице Верховный суд назвал “неправомерным”. Все решения по этому делу отменены, и Верховный суд велел спор пересмотреть с учетом своих разъяснений.

Источник: https://rg.ru/2018/11/19/verhovnyj-sud-obiasnil-kogo-mozhno-priznat-bezvestno-otsutstvuiushchim.html

Теоретические и практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим

Проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим

Михайлова И.А., кандидат юридических наук, доцент.

Среди множества сложных социальных и правовых проблем одной из наиболее острых является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее – бесследное исчезновение российских граждан и других физических лиц, проживающих на территории России: ежегодно в органы милиции поступает около 77 тысяч заявлений о пропавших гражданах .

В большинстве случаев меры, предпринимаемые для их розыска, не приносят результата, следствием чего становится нетерпимая юридическая неопределенность – отсутствие сведений не только о месте нахождения пропавшего гражданина, но даже о том, находится ли он в живых.

Такое положение становится не только причиной трагедий, связанных с утратой родных и близких, но и порождает целый ряд вопросов, настоятельно требующих своего разрешения: о правовом режиме имущества, принадлежащего исчезнувшему гражданину; о порядке осуществления его имущественных и личных неимущественных прав; об исполнении его гражданских обязательств перед третьими лицами; о содержании его несовершеннолетних детей, нетрудоспособных нуждающихся родителей, супруга или других лиц, имеющих право на получение содержания (ст. 89, 93 – 97 Семейного кодекса РФ), и др.

См.: Комсомольская правда. 2002. 14 апр.

Складывающаяся в таких случаях сложная юридическая ситуация может быть относительно разрешена при помощи одного из двух гражданско-правовых институтов: признания гражданина безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ) и объявления его умершим (ст. 45 ГК РФ).

В связи с этим возникает вопрос о том, претерпевает ли какие-либо изменения правоспособность гражданина в период его безвестного отсутствия и зависит ли она от того, было ли такое отсутствие установлено в судебном порядке.

Бесспорно, что за безвестно отсутствующим гражданином в полном объеме сохраняется весь комплекс имущественных и личных неимущественных прав, составляющих содержание гражданской правоспособности (ст.

18 ГК РФ), но, отсутствуя по месту жительства, гражданин лишен правовой и фактической возможности реализовать многие из этих прав и исполнить принятые на себя обязанности, что обусловливает необходимость предусмотренного законом вмешательства в его частноправовую сферу.

Такое вмешательство вполне оправданно, так как оно объясняется стремлением законодателя обеспечить всемерную охрану субъективных прав и законных интересов не только безвестно отсутствующего гражданина, но и тех физических и юридических лиц, чьи права и интересы непосредственно связаны с его исчезновением.

В свою очередь, в нормах процессуального законодательства предусмотрен целый ряд гарантий, целью которых является предотвращение произвольного признания гражданина безвестно отсутствующим.

Этой цели, в частности, служит закрепление обязательного участия прокурора в судебном разбирательстве, причем по делам данной категории прокурор может выступать и в качестве заявителя – в интересах государства или в защиту прав и законных интересов граждан, если они по состоянию здоровья, возрасту или недееспособности и другим уважительным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд (ст. 45, п. 3 ст. 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации , далее – ГПК РФ).

См.: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 30 октября 2002 г.

Важнейшие гражданско-правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим, выражающиеся в передаче принадлежащего ему имущества, нуждающегося в постоянном управлении, в доверительное управление физическому или юридическому лицу, определенному органом опеки и попечительства, а также в выделении из этого имущества содержания гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашении имеющейся у него задолженности по другим обязательствам, закреплены в ст. 43 ГК РФ. К другим правовым последствиям, в частности, относятся: прекращение доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего гражданина (п. 1 ст. 188 ГК РФ); прекращение договора поручения с его участием (ст. 977 ГК РФ) и др.

Эти положения закона означают, что некоторые правомочия, принадлежавшие исчезнувшему лицу, прекращаются (членство в хозяйственных товариществах и обществах, участие в договоре о совместной деятельности и др.

); часть правомочий сохраняется, но они переходят к другим лицам, определенным законом или органами опеки и попечительства, а какие-то субъективные права гражданин, признанный безвестно отсутствующим, реализует самостоятельно по месту своего нахождения (если он находится в живых), так как его правоспособность как способность иметь права и нести обязанности сохраняется в полном объеме.

На практике нередки ситуации, когда члены семьи исчезнувшего гражданина по разным причинам предпочитают не инициировать возбуждение процедуры о признании его безвестно отсутствующим и на протяжении пяти лет, истечение которых даст им право требовать в судебном порядке объявления гражданина умершим, фактически бесконтрольно владеют, пользуются и распоряжаются его движимым имуществом, что, в свою очередь, может повлечь нарушение имущественных прав не только исчезнувшего гражданина, но и его кредиторов или потенциальных наследников. Для предотвращения нарушений такого рода необходима некоторая корректировка процессуального законодательства. Учитывая, что в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть заинтересованы не только члены его семьи, но и различные юридические лица, с которыми гражданин состоял в гражданских обязательствах, законодатель закрепил в ст. 277 ГПК РФ положение о том, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица, косвенно признав возможность инициирования судебного разбирательства юридическими лицами. Учитывая, что суды по-разному толкуют понятие “заинтересованные лица”, следует дополнить данную норму указанием на кредиторов пропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, с тем, чтобы в дальнейшем, если суд удовлетворит заявленное требование, они, как это предлагается в литературе, могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина .

См.: Михеева Л. Безвестное отсутствие должника // Российская юстиция. 2001. N 5. С. 14 – 15.

Ряд проблем возникает и при объявлении гражданина умершим. Как известно, вступившее в силу судебное решение об объявлении гражданина умершим является основанием для внесения записи о смерти гражданина в книгу государственной регистрации смерти. В соответствии с п. 2 ст.

67 Федерального закона “Об актах гражданского состояния” в этом случае днем смерти гражданина указывается день вступления решения суда в законную силу или установленный решением суда день смерти, если гражданин, объявленный умершим, пропал при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая (п. 3 ст. 45 ГК РФ) . Эти положения Закона приводят к терминологическому расхождению: применительно к государственной регистрации законодатель оперирует понятием “день”, но очевидно, что правоспособность гражданина прекратилась не в день вступления в законную силу решения суда, а в тот момент, когда наступила его смерть (возможно, за несколько лет до судебного разбирательства).

См.: Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ “Об актах гражданского состояния” (в ред. от 19 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.

В соответствии с действующим законодательством гражданско-правовые последствия объявления гражданина умершим тождественны его биологической смерти (ст.

1113 ГК РФ), но эта тождественность отнюдь не означает, что вступление решения суда в законную силу прекращает и гражданскую правоспособность лица, объявленного умершим, причем не только потому, что его правоспособность прекратилась непосредственно в момент смерти гражданина.

Судебное решение устанавливает презумпцию, но не факт смерти, и гипотетически возможны, хотя и крайне редки на практике ситуации, когда гражданин, объявленный умершим, находится в живых.

Вопрос о его гражданской правоспособности в этом случае решается следующим образом: будучи живым, хотя и объявленным умершим для всех родных, близких и знакомых, гражданин по-прежнему может реализовать субъективные права, составляющие содержание правоспособности, по месту своего нахождения, поэтому общепризнанно, что в этом случае восстанавливать его правоспособность не требуется .
См., напр.: Гражданское право: В 2 т. Т. 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство “БЕК”, 2000. С. 162.

Но такой ответ не способен объяснить парадоксальную ситуацию, разрешить сложную юридическую коллизию: в одно и то же время один и тот же индивидуум является правоспособным участником гражданского оборота, но его юридическая смерть, зарегистрированная в установленном законом порядке, повлекла прекращение всех известных правоотношений с его участием. В данном случае имеет место “расщепление”, “раздвоение” его юридической субстанции. Преодолеть такое раздвоение можно только на будущее время путем использования предусмотренного законом механизма, позволяющего перевести объявленного умершим гражданина из юридического небытия в состояние “находящегося в живых” (ст. 280 ГПК РФ), однако вопрос о том, как совместить гражданскую правоспособность и юридическую смерть одного и того же лица, остается открытым.

Еще одна важная проблема, нуждающаяся в разрешении: как известно, в ГК РСФСР было предусмотрено, что гражданин может быть объявлен умершим по истечении трех лет его безвестного отсутствия, а в ст. 45 ГК РФ этот срок был продлен до пяти лет.

Едва ли такая новация оправданна: при современных средствах коммуникации любой гражданин, находящийся в живых, при желании найдет возможность сообщить близким о месте своего пребывания.

Пять лет, особенно с учетом средней продолжительности жизни в России, – слишком длительный отрезок времени, и его соблюдение создает на практике ряд сложных проблем как для членов семьи безвестно отсутствующего гражданина, так и для других лиц, связанных с ним различными гражданскими обязательствами, поэтому, на мой взгляд, этот срок, по аналогии со сроком исковой давности (ст. 196 ГК РФ), следует вновь определить в три года, внеся соответствующие поправки в п. 1 ст. 45 ГК РФ.

Следует отметить, что юридическая неопределенность относительно момента смерти гражданина может иметь место еще в двух случаях: при установлении факта регистрации смерти (абз. 3 п. 2 ст.

264 ГПК РФ) и в случае установления факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах (абз. 8 п. 2 ст. 264 ГПК РФ).

Различие между этими институтами заключается в следующем: судебное установление факта смерти необходимо в тех случаях, когда заявитель утратил ранее выданное свидетельство о смерти, а органы загса отказывают ему в выдаче дубликата, а установление факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах необходимо либо в случае пропуска заявителем установленного законом срока обращения в органы загса, либо в тех случаях, когда органы загса отказываются зарегистрировать факт смерти ввиду отсутствия у заявителя необходимых документов.

Несмотря на отмеченные различия, в целом эти институты весьма близки, так как они предусмотрены для документального подтверждения факта смерти лица, сомнения в которой у заявителя не имеется.

Но если в первом случае необходимо и достаточно проверить архивы ЗАГС, то во втором заявитель должен обосновать свою просьбу ссылкой на доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенном месте и при определенных обстоятельствах, должен доказать, что гибель гражданина не вызывает сомнений .

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/16961-teoreticheskie-prakticheskie-problemy-priznaniya-grazhdanina-bezvestno-otsutstvuyushhim

Судебная практика по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим

Проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим

Автор, вдохновленный фильмом “Во всем виноват енот” (“Wakefield”, https://youtu.be/sheJkkm9oFY), решил исследовать практику признания граждан безвестно отсутствующими. В предмет доказывания по делам этой категории входит факт заинтересованности заявителя, который должен указать, для какой цели ему необходимо  признать гражданина безвестно отсутствующим.

Анализируя проблемы заинтересованности заявителя, автор нашел парадоксальное апелляционное определение Ставропольского краевого суда, которым отменено решение о признании военнослужащего Оськина С.Н. безвестно отсутствующим по заявлению командира войсковой части.

В апелляционной жалобе военный прокурор изложил позицию: признание военнослужащего безвестно отсутствующим в связи с самовольным оставлением войсковой части не влечет для командира войсковой части дополнительных прав и обязанностей, следовательно, командир войсковой части заинтересованным лицом не является, признание военнослужащего безвестно отсутствующим с последующим исключением его из состава воинской части приведет к невозможности привлечения его к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 337 УК РФ, так как он перестанет быть военнослужащим. Суд апелляционной инстанции согласился с доводами военного прокурора и отменил решение по мотиву отсутствия у командира воинской части заинтересованности: признание Оськина С.Н. безвестно отсутствующим необходимо заявителю для исключения из списка воинской части, однако для заявителя это не влечет никаких правовых последствий, из чего следует, что у него отсутствует право на обращение в суд с таким требованием[1]. Полагаем, что командир воинской части не мог подать соответствующее заявление в суд как физическое лицо, а не как представитель воинской части. Заинтересованность воинской части в устранении неопределенности, вызванной отсутствием зачисленного в списки личного состава военнослужащего, сомнению не подлежит.

Помимо заинтересованности заявителя по делам о безвестном отсутствии следует доказывать факты места жительства отсутствующего; отсутствия в месте жительства сведения о месте пребывания гражданина в течение года. Как эти факты доказывать, как много доказательств следует представить в суд? По делу о признании безвестно отсутствующим Г.

Никулинский районный суд г. Москвы исследовал документы, предоставленные 23 (!) органами и организациями: выписку из домовой книги и карточки учета, справку отдела адресно-справочной работы и информационных ресурсов УФМС России; сообщения об отсутствии сведения и обращений от Г.

из Управления социальной защиты населения района, Управы района, отделения пенсионного фонда, управления Росреестра, военного комиссариата, Почты России, налогового органа; сообщения об отсутствии обращений за медицинской помощью из психоневрологического, наркологического диспансеров, двух городских поликлиник, клинико-диагностического центра, станции скорой и неотложной медицинской помощи, департамента по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения; сведения из УФМС России, ИЦ ГУВД по Московской области, ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве, ОМВД по району, БРНС ГУ МВД России по г. Москве, ЦОРИ УТ МВД России по ЦФО, отдела уголовного розыска ГУ МВД РФ по г. Москве[2]. Представляется, что в данном случае обязанность доказывания была исполнена с некоторой избыточностью.

https://www.youtube.com/watch?v=k8z9SP8x400

В литературе подчеркивается необходимость разыскных мероприятий силами правоохранительных органов как до обращения в суд, так и в рамках рассмотрения дела о безвестном отсутствии[3]. Однако имеются случаи признания гражданина безвестно отсутствующим без такого розыска. Так, Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия признал К.

безвестно отсутствующим, указав, что необращение близких родственников в органы внутренних дел в установленном порядке с заявлением о его розыске, отсутствие розыскного дела по линии ОВД, не должно ущемлять права заявителя и ее несовершеннолетней дочери, претендующей на пенсию по потере кормильца. Розыскные мероприятия в отношении К.

проводились только УФССП и были направлены на установлении места нахождения должника[4]. В судебной практике имеется и противоположный подход.

Так, Серебряно-Прудский районный суд Московской области отказал в признании безвестно отсутствующим гражданина со следующим обоснованием: безвестное отсутствие является предумышленным, поскольку установлено наличие обстоятельств, дающих основание полагать, что гражданин может умышленно скрываться в связи с тем, что не желает выплачивать алименты на содержание ребенка. При этом заинтересованное лицо – судебный пристав-исполнитель поддержал требования о признании гражданина безвестно отсутствующим, подтвердив, что место его нахождение неизвестно, а мероприятия ФССП по розыску результатов не дали[5].

Так каково значение факта намеренного несообщения  гражданином места своего нахождения правоохранительным органам? Коминтерновский районный суд г.

Воронежа признал гражданина безвестно отсутствующим, указав, что факт его нахождения в федеральном розыске не может служить основанием для отказа в удовлетворения заявления, так как признание в судебном порядке гражданина безвестно отсутствующим, в отличие от объявления гражданина умершим, не является основанием для прекращения исполнения приговора или для прекращения федерального розыска осужденного. С другой стороны, возможность приобретения несовершеннолетним ребенком, в интересах которого обращается заявитель, средств к существованию (право на пенсию по случаю потери кормильца), учитывая длительность отсутствия сведений о его отце, не может быть обеспечена иным образом, кроме как признания последнего безвестно отсутствующим[6].

Мы не считаем розыск силами именно органов внутренних дел предпосылкой для реализации процессуального права заинтересованного лица на обращение в суд, но не можем не отметить важности розыскных мероприятий.

Искать гражданина, в отношении которого решается вопрос о признании его безвестно отсутствующим надо, и надо искать хорошо, что не всегда делается. Например, Покровский районный суд Орловской области отменил решение о признании безвестно отсутствующей Куликовой Е.А.

, из пояснений которой следует, что обратившаяся в суд с заявлением о признании дочери безвестно отсутствующей мать располагала сведениями о месте нахождении Куликовой, кроме того с самой Куликовой можно было поддерживать коммуникацию посредством социальной сети «ВКонтакте».

Дела об отмене решений о признании безвестно отсутствующим зачастую подобно лакмусовой бумажке показывают недоработки, допущенные в особом производстве о признании гражданина безвестно отсутствующим.

В заключение отметим, что институт безвестного отсутствия является средством защиты не только самого отсутствующего, но и связанных с ним какими-либо правоотношениями лиц, а также общества и государства.

В целях обеспечения баланса прав и интересов всех перечисленных субъектов, законодателю следует распределить риски неопределенности, вызванной фактическим отсутствием человека и неизвестностью места его пребывания.

Публикация по теме:

Шодонова М.Э., Дугарон E.Ц.  Проблемы института безвестного отсутствия // Семейное и жилищное право. 2018. № 3. С. 23-27.

 

[1] Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 16 апреля 2014 года по делу № 33-2116/2013.

[2] Решение Никулинского районного суда г. Москвы от 16 февраля 2012 года по делу № 2-528/12.

[3] См, например: Юрченко А.К. Безвестное отсутствие по советскому гражданскому праву: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Л. 1952. С. 17. Попова Ю.А. Признание граждан безвестно отсутствующими и объявление умершими в порядке гражданского судопроизводства: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М. 1977. С. 9.

Источник: https://zakon.ru/blog/2018/7/2/sudebnaya_praktika_po_delam_o_priznanii_grazhdanina_bezvestno_otsutstvuyuschim

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, правовые последствия

Проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим

В жизни бывают случаи, когда человек исчезает, и никому о нем ничего не известно. За ним продолжают сохраняться законные права и обязанности, что создает неопределенность и большие проблемы для родственников и других людей. Признание гражданина безвестно отсутствующим становится юридической задачей, а порядок ее решения на основе российского законодательства достоин особого внимания.

Законодательная база

Законодательство РФ вводит понятие безвестно отсутствующего человека, определяет порядок проведения судебной процедуры, устанавливает правовые последствия и восстановления прав гражданина при его появлении. Этим вопросам посвящены ст.ст. 42-45 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и гл.30 (ст.ст. 276-280) Гражданско-процессуального кодекса РФ (ГПК РФ).

Для чего вводится данное понятие? Человек уехал и бесследно исчез, но тело не найдено, а значит невозможно установить факт смерти. За ним продолжают числиться трудовые и семейные обязанности, кредиты, поручительства, права на имущества и т.д. Эта ситуация вызывает массу проблем в трудовых и семейно-правовых отношениях.

Для устранения неопределенности и принимается понятие «безвестное отсутствие».

По сути, это установленное судом обстоятельство, когда официально признается невозможность исполнения человеком своих обязанностей и прав месту жительства и работы по причине его физического отсутствия.

Такое судебное решение устанавливает правовые последствия, позволяющие перераспределить права и обязанности исчезнувшего лица.

Основания признания гражданина безвестно отсутствующим

Статья 42 ГК РФ четко указывает, что безвестно отсутствующим признается человек, о месте пребывания которого никому ничего не известно более 1 года.

Другими словами, основанием для принятия решения является отсутствие гражданина по месту жительства и работы по неизвестным причинам, когда о нем нет никаких сведений, а его местонахождение не может установить даже полиция.

При этом важно учитывать, что исчезновение должно быть неожиданным, т.е. должен отсутствовать факт умышленного действия (например, попытка скрыться от следствия).

Для вынесения положительного решения принимаются во внимание:

  • отсутствие у близких людей сведений о намерении отъезда или смены места жительства;
  • отсутствие болезней и травм, способных вызвать скоропостижную смерть, потерю памяти или координации (психические отклонения);
  • наличие по месту жительства или работы удостоверения личности и вещей, представляющих особую ценность для исчезнувшего человека, а также денег;
  • отсутствие серьезных конфликтных ситуаций на работе или в семье;
  • отсутствие преступных связей или возможных наказуемых деяний, а также угроз со стороны других лиц;
  • отсутствие серьезных финансовых проблем, долгов и кредитов, а также имущественных споров;
  • исчезновение вместе с транспортным средством.
  • исчезнувший человек является несовершеннолетним ребенком или беременной женщиной.

Особого внимания заслуживает подозрительное поведение близких родственников.

Выделяются такие обстоятельства, как запоздалая подача заявления об исчезновении, отсутствие усилий по установлению местонахождения, быстрое переоформление или присвоение имущества, внезапный ремонт жилья, вступление в сожительство с иным лицом и т.д.

Учитываются также ситуации, при которых произошло исчезновение, если они могут оцениваться, как криминогенные (например, гуляние в ночное время или хождение по безлюдной местности).

Срок, по истечении которого можно объявить человека пропавшим

Безвестно отсутствующим может быть признан гражданин, о котором нет никаких сведений в течение 1 года. Срок начинает исчисляться с момента получения сведения об исчезновении человека (например, невыход на работу).

Если нет возможности установить конкретный день исчезновения, то в расчет принимает первое число последующего месяца после обнаружения данного факта.

Если не известен даже месяц, то срок исчисляется с 1 января следующего года.

Правовые последствия признания

Ст.43 ГК РФ предполагает перераспределение прав и обязанностей после вынесения судебного решения:

  1. Недвижимость и иное имущество, требующее регулярного использования и ухода. Оно передается управляющему лицу, которое выбирается органом попечительства и опеки (ОПО). Этот гражданин действует на основании договора с ОПО. При этом он гасит задолженности, оплачивает текущие счета и налоги. Все ранее оформленные доверенности и поручительства аннулируются (ст.188 ГК РФ).
  2. Трудовые отношения. Все трудовые договора с безвестно отсутствующим лицом прекращают действие. Признаются расторгнутыми и договора, где этот человек выступал в качестве работодателя.
  3. Лица, находившиеся под опекой и на иждивении безвестно отсутствующего лица. Им оформляется пенсия по потере кормильца. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в территориальное отделение Пенсионного фонда. Сохраняются и все ранее назначенные льготы и пособия.
  4. Семейные отношения. После вынесения судебного решения супруг (супруга) имеет право на упрощенный порядок прекращения брака (развода) на основании п.2.ст.19 Семейного кодекса РФ (СК РФ). Ребенок пропавшего человека может быть усыновлен.
  5. Фудициарные и агентские договора, комиссионные расчеты, утрачивают юридическую силу.

Признание лица безвестно отсутствующим не дает наследникам права на вступление в наследство. Все имущество поступает в доверительное управление. Распределение может осуществиться только после признания человека умершим, т.е. не ранее, чем через 5 лет.

Порядок признания

Глава 30 ГПК РФ регламентирует порядок признания безвестного отсутствия. Для вынесения такого решения заинтересованное лицо должно подать иск (заявление) в суд по месту своего жительства (ст.276 ГПК РФ). В судебном разбирательстве обязательно участие прокурора (ст.278 ГПК РФ).

Кто может инициировать судебное разбирательство

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подает заинтересованное лицо (ст.42 ГК РФ), при этом закон не расшифровывает понятие «заинтересованное лицо».

Им может являться близкий родственник, кредитор, работодатель, соучредитель компании или компаньон по бизнесу, участник в общей собственности.

Другими словами, инициировать судебное разбирательство может стать любое физическое или юридическое лицо, имеющее материально-правовые отношения с исчезнувшим человеком, а также прокурор.

Исковое заявление

Обязательной формы искового заявления законодательство не устанавливает. Требования к его содержанию определяет ст.277 ГПК РФ. В заявлении должно быть отражено:

  • цель признания безвестного отсутствия;
  • обстоятельства установления факта отсутствия и доказательства исчезновения;
  • срок безвестного отсутствия, дата установления;
  • факты, угрожавшие жизни, и возможные причины исчезновения.

В иске также рекомендуется указать о том, какие меры принимались по розыску. Если заявление подается по поводу исчезновения военнослужащего, то следует указать об его участии в военных действиях и даты их завершения.

Скачать образец заявления:

Скачать в Word [30.00 KB]

Прилагаемые документы

К заявлению следует приложить такие документы:

  • удостоверение личности заявителя (паспорт);
  • документ об отношении к отсутствующему человеку (свидетельство о браке, свидетельство о рождении, договор и т.п.);
  • документы, подтверждающие отсутствие человека (справка от управляющей компании или ЖКО, справка или ходатайство с последнего места работы или учебы, справка из органов МВД, свидетельские показания и т.д.);
  • копии заявлений и обращений на поиск пропавшего человека;
  • ходатайство о вызове свидетелей;
  • квитанция об уплате госпошлины.

При наличии документов, проливающих свет на возможные причины исчезновения, их также следует приложить к заявлению. Поможет судебному разбирательству и перечень других заинтересованных лиц и лиц, которые могут обладать дополнительной информацией.

Государственная пошлина

В соответствии с пп.8 п.1 ст.333.19 НК РФ на признание безвестного отсутствия устанавливается госпошлина в размере 300 рублей.

Сроки

Заявление на признание безвестного отсутствия можно подать через 12 месяцев после установления факта исчезновения. Срок давности для таких исков не предусмотрен. Если прошло более 5 лет, то можно подать сразу заявление на признание человека умершим.

Вынесение судебного решения

На основании ст.278 ГПК РФ судья в ходе рассмотрения дела выявляет и опрашивает всех лиц, обладающих нужными сведениями об исчезнувшем человеке, а также запрашивает государственные органы и организации (ЖКО, органы МВД и Минздрава, и т.п.) по территориальному признаку и месту трудовой деятельности.

Опираясь на результаты разбирательства, суд выносит соответствующее решение – признание безвестного отсутствия или отказ в признании. При вынесении положительного решения судья предлагает ОПО определить доверительного управляющего имуществом.

Причины для отказа в удовлетворении заявления

Суд может отказать в удовлетворении иска о признании безвестного отсутствия, если имеются подозрения на то, что исчезнувший человек жив, но хорошо скрывается. Они возникают при наличии свидетельств подготовки к бегству.

Вескими причинами становятся совершенные правонарушения, наличие больших долгов, уклонение от уплаты алиментов, серьезные ссоры в семье и иные обстоятельства, когда человек желает скрыться. Он может уехать за границу, «раствориться» на огромных просторах России, сменить фамилию и даже сделать пластическую операцию.

Отсутствие реальных попыток найти исчезнувшего человека также вызывает серьезные подозрения.

Судебная практика

Суд должен внимательно относиться к рассмотрению указанных дел. Бывают случаи, когда после принятия решения о безвестном отсутствии, человек появляется, и возникает масса проблем по возвращению ему всех прав. Особого внимания заслуживает вопрос о том, с какой целью заявитель обращается с подобной просьбой в суд.

При судебном разбирательстве часто приходится сталкиваться с такими вопросами:

Ответы юриста на частые вопросы

Что будет с имуществом отсутствующего гражданина?

В этом вопросе важно понимать, что оно передается во временное управление доверенному лицу. Имущество не может быть продано или передано по наследству. Наследники получают свое право только через 5 лет, когда суд признает безвестно отсутствующего человека погибшим (умершим).

Сохраняется ли жилое помещение за исчезнувшим гражданином?

Если он проживал до исчезновения один, то недвижимость передается в доверительное управление. Если проживала семья, то жилье сохраняется за жильцами, но делается перерасчет коммунальных платежей. Продать такую недвижимость нельзя.

Как назначить доверительного управляющего?

Этот вопрос суд поручает ОПО. Родственники и потенциальные наследники, не проживавшие с исчезнувшим гражданином, могут стать доверенным лицом только по решению ОПО. Этот орган может назначить доверенным лицом совершенно постороннего человека по своему усмотрению.

Несовершеннолетние дети.

Признание безвестного отсутствия дает возможность оформления пенсии по утрате кормильца. Без лишних проблем решить вопрос с усыновлением. Оставшийся родитель получает право на двойной налоговый вычет.

Рассмотренные цели обращения в суд часто встречаются в судопроизводстве. Судья должен подойти к рассмотрению дела с учетом этого.

Последствия явки пропавшего лица

В судебной практике нередки случаи, когда человек, признанный безвестно отсутствующим, возвращается к месту жительства или обнаруживается в другом месте. Ст.

44 ГК РФ четко указывает, что ранее вынесенное судебное решение должно быть отменено, а все права возвращены гражданину. Отменяется доверительное управление его имуществом, и оно передается обратно владельцу.

За ним сохраняется право на жилье, которым он владел.

По сути, признаются недействительными все действия, совершенные в результате судебного решения. Например, отменяется усыновление детей. Может быть признано недействительным расторжение брака.

Сложнее решается вопрос, если прежняя супруга успела снова выйти замуж. Такой брак просто отменить нельзя, и все вопросы решаются по обоюдному согласию.

Появившийся гражданин имеет право восстановиться и на прежнем месте работы, если причины исчезновения признаются вынужденными.

Розыск пропавшего без вести

Источник: https://isk.guru/semejnoe/priznanie-bezvestno-otsutstvuyushhim/

Правовые проблемы, связанные с признанием гражданина безвестно отсутствующим и объявлением его умершим

Проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим

Одной из таких проблем является выявление невозможности установления места нахождения гражданина, которое может быть связано с вероятностью умышленного поведения гражданина, который скрывается от наказания, уплаты алиментов и проч. Для этого может быть сделан запрос в органы внутренних дел о назначении розыска данного лица, в службу судебных приставов о принудительном исполнении в отношении гражданина решений судов или актов иных органов.

Практикуется также направление запросов по месту рождения гражданина, месту жительства его родственников, в органы почтовой связи и социальной защиты относительно получения пенсий, пособий.

При участии адвоката в рассмотрении дела может быть использовано право запроса через юридическую консультацию для собирания необходимых доказательств по делу.

В связи с этим представляется целесообразным дополнить ст.

42 ГК РФ положением о том, что суд не может признать гражданина безвестно отсутствующим, если установит, что лицо умышленно скрывает сведения о себе, несмотря на то, что безвестное отсутствие длилось в течение сроков, указанных в законе. Это будет способствовать правильному разрешению дел и укреплению законности в гражданском процессе.

На практике нередки ситуации, когда члены семьи исчезнувшего гражданина по разным причинам предпочитают не инициировать возбуждение процедуры о признании его безвестно отсутствующим и на протяжении пяти лет, истечение которых даст им право требовать в судебном порядке объявления гражданина умершим, фактически бесконтрольно владеют, пользуются и распоряжаются его движимым имуществом, что, в свою очередь, может повлечь нарушение имущественных прав не только исчезнувшего гражданина, но и его кредиторов или потенциальных наследников. Для предотвращения нарушений такого рода необходима некоторая корректировка процессуального законодательства. Учитывая, что суды по-разному толкуют понятие “заинтересованные лица”, следует дополнить данную норму указанием на кредиторов пропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, чтобы они могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина. [19]

16 апреля 1996 г. в Самаркандском районный суд г. Джума от гр. Ш. поступило заявление с просьбой признать ее родного брата безвестно отсутствующим для последующей его выписки из квартиры.8 мая 1996 г. суд, рассмотрев гражданское дело, признал гр.Ш. безвестно отсутствующим с 1 ноября 1993 г. Среди доказательств безвестного отсутствия гр.Ш.

в решении значились: справка из ОВД о том, что в марте 1995 г. по заявлению гр.Ш. ее брат объявлен в федеральный розыск, показания участкового инспектора и одной соседки заявивших, что гр.Ш. не проживает по адресу прописки. В ходе судебного заседания выясняется следующее: с 1983 по 1993 гг. в трехкомнатной квартире проживала семья: отец, сын и дочь. Сын в 1993 г.

уезжает работать на Север, в Тюменскую область. В 1995 г. умирает отец и дочь, заведомо зная о местонахождении брата, подает сначала заявление в милицию о пропаже брата, а затем в суд с просьбой признать его безвестно отсутствующим. После вступления решения в законную силу она выписывает брата из квартиры и, оставшись, таким образом, собственником, продает ее.

Суд не счел необходимым допросить родственников гр. Ш, которые знали о ее местонахождении, не истребовал розыскного дела, хотя гр.Ш. был временно прописан в г. Надинске. Все это позволило заявительнице (путем обмана и злоупотребления доверием) ввести суд в заблуждение. Кроме этого суд также достоверно не установил юридическую заинтересованность заявителя, что позволило гр.Ш.

вместо обозначенной ею выписки брата из занимаемой жилплощади незаконно продать половину его домовладения.

Основным поводом к совершению данного правонарушения со стороны заявителя послужили отсутствие должного внимания судьи к процессу доказывания безвестного отсутствия гражданина и, прежде всего, отсутствие достаточной нормативной базы, методических разработок и руководств при доказывании по делам данной категории.

Также к проблемам признания безвестного отсутствия и объявления умершим относится и то, что закон (ст.42 ГК РФ) предусматривает исчисление начала срока безвестного отсутствия и ничего не говорит об его окончании.

Поэтому целесообразно в законе указать, что гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если о нем нет известий в месте его постоянного жительства в течение года, предшествовавшего обращению в суд.

[20]

Немаловажной проблемой является и то, что в соответствии со СК РФ усыновление детей, чьи родители признаны безвестно отсутствующими, производится без согласия последних.

В данном случае по существу имеет место утрата родительских прав у безвестно отсутствующего, а возможность их восстановления в случае явки или обнаружения безвестно отсутствующего в законе не предусмотрена.

В равной степени это относится к возможности восстановления и в других правах, что едва ли может быть признано правильным.

Законодателю необходимо пересмотреть некоторые нормы о признании граждан безвестно отсутствующими и объявлении умершими, с целью их корректировки и уточнения, для того, чтобы впоследствии при применении их на практике не нарушались права заинтересованных сторон данной категории дел.


Заключение

Целью курсового исследования было обозначено рассмотрение оснований и правил, по которым происходит признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим в российском гражданском праве.

Для достижения поставленной цели в полном объеме были поставлены и решены основные задачи, играющие важную роль в характеристике данных институтов гражданского права.

Для решения вопросов о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении его умершим суду необходимо исключить (на момент рассмотрения дела) возможность установления местонахождения конкретного субъекта, что требует наличия неоспоримых и достаточных доказательств.

Ст.278 ГПК определяет круг действий судьи при подготовке дела к судебному разбирательству.

В условиях отсутствия законодательно урегулированного перечня необходимых доказательств для признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим судьи руководствуются данной статьей как необходимым минимумом.

На мой взгляд, для исключения ошибок со стороны судей нужно дополнительное разъяснение Пленума Верховного Суда РФ о порядке и перечне приводимых в суде доказательств по данной категории дел.

Основным в ряду доказательств, как мне кажется, должно являться розыскное дело, возбуждаемое специальной службой ОВД по заявлению о без вести пропавшем гражданине.

Особое внимание при доказывании необходимо уделять качеству свидетельских показаний. Главным же является то, что все свидетельские показания оцениваются судьей в совокупности и ни одно из них не имеет для судьи заранее установленного значения.

В случаях признания судом лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим, при наступлении для гражданина последствий имущественного характера, означающих, в том числе и отчуждение собственности гражданина, приводимые в ходе заседания доказательства об исчезновении лица должны носить качественно более высокий уровень.

Другой случай, если в результате решения суда затрагиваются только личные неимущественные права гражданина: расторжение брака, вопросы усыновления (удочерения) новым супругом и т.д. В большинстве своем в таких случаях признание гражданина безвестно отсутствующим более важно для возникновения прав у других лиц, чем для интересов пропавшего гражданина.

Представляется необходимым однозначно разрешить в законе вопрос о возможности и порядке признания гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим, если этот гражданин целенаправленно скрывается (например, в связи с уголовным преследованием).

Очень актуально, учитывая возможность возникновения вооруженных конфликтов, более детально регламентировать вопрос о том, что понимается под военными действиями, как определяется день их окончания и порядок объявления умершими военнослужащих либо иных граждан пропавших без вести в связи с военными действиями.

Урегулирование и корректировка нормативно-правовых актов, касающихся признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим необходимо, прежде всего, для последующего применения их в практической деятельности.

Возможно, что высказанные предложения во многом могут усложнить процедуру рассмотрения дел данной категории, но, несмотря на это предложенные изменения предоставят возможность исключить ошибки суда и злоупотребления со стороны граждан.

Список использованных источников

Нормативные акты:

1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О ТРЕТЕЙСКИХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Принят Государственной Думой 21 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 194-ФЗ,

Источник: https://sdamzavas.net/4-37286.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.