Процедуры приватизации земельных участков

Содержание

Приватизация земельного участка: порядок, документы, сроки

Процедуры приватизации земельных участков

Приватизация земельного участка основывается на регистрации права собственности выделенного некогда объекта для ведения подсобного хозяйства и прочих оснований. На данный момент законодательная база регулирует бесплатную приватизацию земли, осуществимую будущими собственниками или сотрудниками агентств, предоставляющих подобные услуги.

Как правило, услуги компаний не всегда финансово выгодны для пользователя земельным участком, поэтому процедуру регистрации желающие осуществляют самостоятельно. Как приватизировать землю в особенных условиях предоставления пользования.

Когда началась приватизация жилья в России?

Приватизация жилья (частных домов) и земельных участков стала возможной на бесплатной основе в 2006 году, когда вступил в силу законопроект за номером 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».

Этот закон попросту именуется, как закон «О дачной амнистии». Здесь присутствуют все утвержденные правила о бесплатной передаче некогда выделенных земельных участков в пользование гражданам в личную собственность, на основании чего новые собственники могут проводить все требуемые манипуляции: продавать участок, дарить, менять и прочие действия.

Следует отметить, что для проведения процедуры приватизации необходимо знать порядок и документы, требуемые при составлении заявления для оформления земли в собственность.Так, приватизации подлежат только те объекты недвижимого имущества, которые были получены в пользование до 2001 года.

Кроме того, нельзя приватизировать те земельные объекты, которые находятся:

  • на территории заповедника, поскольку он принадлежит РФ;
  • на территориях, где проводятся различные действия Вооруженных сил РФ;
  • на территории, где зарегистрированы отделения ФСБ, военные суды, учебные и армейские части, объекты закрытых административных формирований и прочие сооружения;
  • на территориях, где зарегистрированы и возведены ценные объекты культурного наследия.

В результате получается, что, хотя и разрешения от местных органов власти на приватизацию земельного участка не требуется, согласовать вопрос о возможности оформления объекта в собственность следует.

Закон о приватизации жилья

Закон о приватизации жилья изначально подразумевал окончание своего действия в декабре 2013 года.Однако, в силу определенных обстоятельств сроки окончания продлевались уже несколько раз. До какого года продлена приватизация на данный момент, в точности ответить нельзя.

Закон «О дачной амнистии» предполагает бесплатное оформление земельных участков до 1 марта 2016 года.

Но многие представители Государственной думы РФ уже неоднократно упоминали о предложениях продлить срок бесплатной регистрации прав собственности на основании статистики, которая утверждает, что около 20% земельных участков, отданных в пользование с правом строительства и ведения личного подсобного хозяйства, до сих пор находятся в собственности местного самоуправления.

Необходимые документы для приватизации

Какие нужны документы для приватизации – вот главный вопрос всех желающих оформить свой участок в собственность. Существует перечень всех необходимых документов, который представлен в приказе Минэкономразвития от 13.09.2011 за №475.

Здесь имеется перечень общей документации, требуемой для приватизации земли, а также дополнительный список справок и выписок, предназначенные для определенного случая.

В общий перечень документов входят:

  1. Копии документов для удостоверения личности гражданина обратившегося для приватизации участка. Если обращается физическое лицо, достаточно копии паспорта, в случае обращения юридического лица необходимо представить все учредительные документы и устав организации.

    Зачастую приватизацией земельных участков занимается представитель. В этом случае у представителя должна быть доверенность от пользователя земельным участком, предварительно заверенная у нотариуса.

  2. Для приватизации земельных участков с наличием зданий необходимо предоставить выписку из ЕГРП о наличии прав на возведенные сооружения.

    Иногда сотрудники указанного госучреждения не выдают соответствующей выписки. Это связано с отсутствием отметки о регистрации в госучреждении постройки. В этом случае сотрудники ограничиваются справкой, где указано, что построек на земляном объекте не расположены.

    При подаче заявления на приватизацию следует представить все имеющиеся документы на постройку, подтверждающие права собственности заявителя. Зачастую подобные случаи происходят после продажи или дарения жилого частного дома, расположенного на неприватизированном земляном объекте.

  3. В ЕГРП также следует взять выписку о зарегистрированных правах на земельный участок, если таковые имеются. К примеру, ранее был оформлен договор о бессрочном праве пользования, подписание договора аренды и прочие аспекты.
  4. Кадастровый паспорт или выписка на приватизируемый участок.

    Используется как во время переоформления участка, так и для регистрации прав собственности на объект, находящийся у местного самоуправления. Кадастровый паспорт содержит все данные о размере и границах земляного объекта.

    Если такие данные не зарегистрированы в кадастровом реестре, пользователь должен провести за свой счет межевание объекта – фиксирование границ и размеров. Перед межеванием рекомендуется согласовать границы с соседями, поскольку в процессе осуществления межевания потребуется их подпись.

    Межеванием занимается любая сторонняя организация с наличием лицензии на проведение представленного типа работ. Также можно обратиться к сотрудникам кадастрового реестра, где примут заявку и после оплаты услуги назначат день проведения замеров.

  5. Если имеются какие-либо здания и сооружения на земельном участке, необходимо представить кадастровые данные на каждый из них (паспорт или выписка). Здесь будут значиться присвоенные кадастровые номера объектов, адресные ориентиры, размеры и прочие данные.

Это только общий список документов, требующиеся в любой ситуации для приватизации земельного объекта. Список документации всегда следует узнавать в местном самоуправлении. Лучше проконсультироваться с юристом.После сбора всех документов заявитель должен обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы, где подает заявление по утвержденной форме.

В течение двух недель сотрудниками госучреждения будет принято решение о возможности приватизировать участок. В большей степени на решение влияет местонахождение объекта и отсутствие его принадлежности к территориям, запрещенным для передачи в собственность.

Приватизация земельного участка под частным домом

В большинстве случаев, на земельных участках, которые на данный момент проходят процедуру приватизации, уже возведены частные дома и прочие постройки. В свое время разрешение на строительство выдавалось только при наличии у заявителя прав пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Следует отметить, что на сегодняшний день наследники таких построек, находящихся на неприватизированных объектах, будут вынуждены выкупать землю или оформлять договор аренды — это не дает право ее продать или обменять, а продажа дома будет проводиться с некоторыми осложнениями.

Приватизация земли представленного плана проводится с теми же основными требованиями, что были приведены и выше.

За исключением, что при подаче заявления следует представить полученное ранее разрешение на строительство жилого объекта и документ, на основании которого разрешение было получено – договор о предоставлении земельного объекта для пожизненного наследуемого владения.

В любых других ситуациях предоставляется договор купли-продажи, договор дарения или другие документы, подтверждающие зарегистрированные права собственности на возведенную постройку.

В противном случае сначала производится приватизация дома на основании договора дарения или разрешения на строительство, а уже потом заявитель принимается за оформление в собственность земельного участка.

Приватизация земельного участка в садоводстве

Приватизация дачного участка проходит с некоторым упрощением всего процесса. Здесь, на основании статьи 25 Закона «О дачной амнистии», все оформление можно провести без проведения межевания.

В качестве предоставления данных о земельном участке достаточно в письменном виде представить описание, составленное самим заявителем и подписанное главой кооперативного или садового товарищества.

Помимо описания в садовом товариществе требуется узнать:

  • Точный адрес участка, включая номер объекта, согласно регистрации всего садового товарищества.
  • Запросить копию схемы расположения земельного объекта, претендующего на оформление в собственность, где будут четко выделены границы относительно других соседних участков.
  • Рассчитать примерные размеры или запросить процедуру в администрации садового товарищества.

Все документы получить, сделать описание и зарегистрировать у главы. Здесь же следует запросить справку, которая подтвердит, что участок заявителя действительно находится на территории садового товарищества.

Вместе с документами заявитель или его представитель с доверенностью, предварительно заверенной у нотариуса, обращается в Департамент земельных отношений. При обращении необходимо заполнить заявление представленного в госучреждении образца.

В течение двух недель сотрудники Департамента принимают решение о возможности дальнейшего оформления. Заявитель может получить вполне обоснованный отказ — если уже принят проект о проведении реконструкции или строительства на территории садового товарищества.

При отсутствии подобных планов заявитель получает положительный вердикт и отправляется в районный отдел Земельной Кадастровой Палаты. Оформляемый в собственность объект ставят на учет и подготавливают кадастровый паспорт, который собственно и свидетельствует о наличии прав собственности на землю.

Как приватизировать дачу и описание всего процесса оформления земельного участка, пользователю могут объяснить в отделении или администрации самого садового товарищества. В противном случае можно обратиться в Департамент или к юристу за консультацией.

Приватизация участка, находящегося в аренде

При желании можно приватизировать земельный участок, находящийся в аренде у местной администрации. Аренда предоставляется пользователю для личных целей или ведения фермерского хозяйства.

Чтобы получить разрешение на оформление земли в собственность, необходимо обратиться к «собственникам» участка – в отдел местной администрации района, к которому принадлежит территория с земельным объектом.

В качестве просьбы заявителем составляется заявление, которое впоследствии рассматривается госструктурой. Только на основании принятого решения можно начинать проводить оформление объекта в собственность.

Следует уточнить, что местная администрация может отказать в передачи в собственность своего имущества на основании каких-либо факторов, подтвержденных законодательной базой. Право заявителя заключается в ознакомлении всех аспектов, послуживших принятию отрицательного решения.

Что такое СРО в строительстве? – здесь больше полезной информации.

При положительном исходе событий процедура оформления проводится в том же порядке, что и остальные земельные объекты.

Вас заинтересует эта статья – Технология «Умный дом» своими руками. Что это такое?

Приватизация участка под гаражом

Приватизация участка под гаражом также возможна и иногда необходима, если есть вероятность сноса всего гаражного кооператива для строительства определенного городского объекта. В этом случае владельцам выпишут денежную компенсацию.

Но приватизация гаражного массива также таит в себе много нюансов. Оформить землю в собственность можно только в случае отдельно-стоящего строения. Если гараж входит в бокс, у собственника есть шансы приватизировать только долю участка.

При этом участвовать в оформлении должны все остальные собственники гаражей, находящихся в боксе.

По поводу приватизации следует отметить, что в точности ответить на все вопросы может юрист или глава гаражного кооператива. Согласно статье 36 Земельного Кодекса РФ собственник строения может выкупить земельный участок, находящийся под ним по цене ниже кадастровой стоимости. Закон распространяется на выкуп земельного объекта из местного муниципалитета.

Если же гаражный массив возведен на территории, у которой уже есть собственник (участок земли выкупался у местной администрации еще до строительства гаражей), вести переговоры следует именно с ним. Собственник может предложить выкупить часть земли и стать долевым участником, но стоимость может быть выше среднерыночной цены. Решать в этом случае приходится самому собственнику гаража.

Источник: https://DimDom.ru/privatizaciya-zemelnogo-uchastka-pod-chastnym-house-poryadok-doc-sroki.html

Что говорит закон о приватизации земельных участков

Процедуры приватизации земельных участков

В соответствии с последними решениями Государственной думы до 1 марта 2020 года продлено действие «дачной амнистии», дающей право бесплатной приватизации земельных участков. Это значит, что после указанной даты оформить право собственности на землю можно будет только платно.

Прежде чем обратиться в государственные органы для оформления собственности, следует разобраться в том, кто и на каких условиях может бесплатно приватизировать землю, какие категории земель не подлежат приватизации, в чем состоит суть процедуры и что необходимо подготовить заранее.

федерального закона о приватизации земельных участков

Актуальность принятия в 2006 году Федерального закона № 93-ФЗ о приватизации земельных участков с государственной точки зрения была обусловлена невозможностью установления формы собственности в отношении ряда категорий земель, например, находящихся в пользовании садоводческих товариществ, гаражных кооперативов, а также выделенных под индивидуальное жилищное строительство. Введение упрощенного порядка приватизации позволило гражданам без лишних затрат и усилий оформить свои права на землю и постройки на ней, а государству расширить налогооблагаемую базу за счет введения этих земель в налоговый оборот. Закон оказался выгоден всем.

Однако действие его было изначально ограничено:

  • оформить право собственности на земельный участок бесплатно гражданин может только один раз;
  • участок должен быть получен гражданином в пользование до 2001 года;
  • приватизация земель данной категории должна быть разрешена в принципе.

Ограничение по сроку принятия надела в пользование связано с моментом вступления в действие новых принципов государственного регулирования приватизации земли, закрепленных Земельным кодексом.

С 2001 года была прекращена безвозмездная передача земельных участков в пользование частным лицам, а надел, полученный от государства раньше этого времени, стало возможно оформить в собственность по упрощенной схеме бесплатно.

Право на приватизацию земельных участков имеют только те граждане, которые используют их в соответствии с целевым назначением (с категорией земель). Если нарушены правила использования, участок может быть изъят.

Законодательство на данный момент предусматривает и другие случаи, когда возможна бесплатная приватизация земли, кроме предусмотренных законом о «дачной амнистии»:

  • земли, переданные на срок до шести лет в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного или фермерского хозяйства, могут быть приватизированы по истечении 5 лет;
  • земельные участки, переданные на срок до шести лет в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства, могут быть приватизированы по истечении 5 лет;
  • один раз приватизировать землю бесплатно могут многодетные семьи.

Приватизация как общее понятие

До 1991 года граждане пользовались недвижимостью, принадлежавшей государству: квартиры, гаражи, земельные участки – всем этим можно было пользоваться, но нельзя было продавать. Переехать в другое жилье можно было двумя способами: через обмен (с доплатой за улучшение условий) или приобретение кооперативной (новой) квартиры.

Понятие частной собственности было введено в оборот с распадом СССР, тогда же начался процесс приватизации – передачи государственной и муниципальной недвижимости на праве собственности в частные руки.

Приватизации массово подверглись объекты жилой недвижимости и промышленные предприятия. А вот переданные когда-то в бессрочное пользование дачным и садоводческим товариществам так и оставались в основном в собственности государства.

Аналогичной была ситуация с наделами, расположенными под частными или многоквартирными домами, под гаражными комплексами и т.д. Учесть их количество, определить границы и площадь было практически невозможно.

При этом купля-продажа этих площадей находилась вне правового поля, а владельцы рисковали лишиться земли, если, например, начиналось строительство дороги или жилых домов на территории садоводческого товарищества.

Приватизация позволяет гражданам стать полноправными собственниками и по своему усмотрению распоряжаться полученным имуществом, а государству – вести полноценный учет объектов недвижимости и земель, получая доход в виде налога на имущество и земельного налога.

Принятый в середине 1990-х годов Земельный кодекс не предусматривал механизмов купли-продажи земли и передачи ее под залог.

Поэтому, если земля была приватизирована, например, в 1996 году, часто на нее не оформлялся документ – свидетельство о собственности, так как фактически свободно распоряжаться приватизированным участком было все еще невозможно.

Введенный в действие в 2001 году Земельный кодекс РФ упорядочил процедуру и порядок определения правового статуса земельных участков, сформировал основу легализации прав граждан на землю. К настоящему моменту, по оценкам экспертов, правом упрощенной регистрации граждане воспользовались для оформления собственности на 3,5 млн строений и более 7 млн земельных наделов.

Особенности приватизационного процесса

Для оформления земли в собственность установлена двухэтапная процедура:

  • получение согласия собственника (муниципального образования);
  • регистрация имущественных прав в Росреестре.

Если гражданин попадает под действие закона о «дачной амнистии», то первый этап проходить не нужно.

Этот закон касается только физических лиц и частных земельных владений. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут получить право собственности на землю только платно через процедуру выкупа территории у муниципалитета или государства.

Для запуска процесса нужно удостовериться в наличии правоустанавливающего документа: например, акта передачи земли в постоянное пользование или подтверждения передачи его по наследству.

При отсутствии таких документов подойдет выписка из похозяйственной книги, единого документа о частных земельных участках и их хозяевах.

Похозяйственная книга ведется как общий реестр на некоторой местности (в поселке или садовом товариществе).

Следует поставить надел на кадастровый учет, предварительно заказав в соответствующей организации геодезический план и межевой план.

Только после внесения в государственный реестр земельный участок может быть объектом правоотношений. Постановка земли на кадастровый учет – наиболее длительная и дорогостоящая часть процесса.

В результате гражданин получает кадастровый паспорт и выписку из ЕГРН, подтверждающие возможность установления правового статуса надела.

По получении кадастрового паспорта и при наличии всех остальных документов можно идти в Росреестр для подачи заявления на приватизацию.

Бесплатность процедуры заключается в отсутствии необходимости оплачивать стоимость приобретаемого объекта, но оформление собственности оплачивается госпошлиной.

Для тех, кто оформляет права на категории ИЖС, ЛПХ, ИГИС, госпошлина за регистрацию составит 350 рублей. Для других категорий земель – 2000 руб.

В случае отказа в приватизации земельного участка гражданин может обратиться с исковым заявлением в суд, оплатив пошлину, размер которой будет зависеть от учета стоимости участка при оформлении прав. Госпошлина, уплачиваемая при подаче иска в суд для обжалования отказа в бесплатной приватизации, составит 400 руб.

Наиболее сложной является приватизация земельных участков, расположенных под частными или многоэтажными домами, так как в этом случае они выкупаются собственником недвижимости, каким бы способом он ни приобрел ее ранее.

Цена выкупа определяется на основании кадастровой стоимости земли.

Приватизация таких наделов необходима, потому что защищает владельцев недвижимости от использования земли третьими лицами в обход собственников, от сноса построек или безвозмездного изъятия для государственных нужд.

Закон при этом предусматривает механизм защиты таких землевладельцев от посягательств третьих лиц: исключительное право на приватизацию земельных наделов, находящихся под частными и многоквартирными домами, принадлежит собственникам этих домов. То есть ситуация, когда дом принадлежит одному гражданину на праве собственности, а земля под ним – другому, законодательно исключена.

Необходимые документы

Для оформления земли в собственность по общей схеме приватизации потребуются следующие документы:

  • заявление на приватизацию;
  • документы на предоставление участка;
  • документы, подтверждающие право собственности на строения, расположенные на участке;
  • кадастровый паспорт участка;
  • технические паспорта на постройки;
  • копия и оригинал паспорта заявителя.

Упрощенная схема приватизации в рамках действия закона о «дачной амнистии» сокращает количество необходимых документов до двух: паспорта заявителя (плюс копия) и документа о выделении надела в пользование. При заполнении заявления на приватизацию указывается, кому и на каком праве передана земля, каким образом она будет использоваться в дальнейшем, где располагается участок.

Права владельцев

Что меняется для гражданина после приватизации земельного участка? Сравним две категории прав: право собственности и право пожизненного наследуемого владения. В первом случае, кроме прав владения и пользования, к гражданину переходит еще и право распоряжения: продажи, дарения, переобустройства и т.д.

Во втором случае за владельцем закрепляется право возведения на территории строений и оформления права собственности хотя бы на них.

Но построенная таким образом недвижимость может оказаться под угрозой сноса, если собственник – муниципалитет – примет решение о строительстве дороги или нового микрорайона на этой земле.

Какие земельные участки приватизировать нельзя?

Существуют категории земель, которые не могут быть переданы в частные руки по закону:

  • земли, на которых находятся заповедные зоны;
  • земли, на которых расположены публичные национальные парки;
  • земли общественного пользования (городские территории: улицы, площади и т.п.);
  • изъятые из оборота земли;
  • земли лесного и водного фондов;
  • участки, расположенные ближе 100 метров к береговой линии.

Тем не менее земли этих категорий могут быть переданы в долгосрочную аренду.

Источник: https://privatizacia.info/zakon-o-privatizatsii-zemelnyh-uchastkov/

Приватизация земельных участков: особенности процедуры

Процедуры приватизации земельных участков

Приватизация – это процедура оформления земли из государственной/муниципальной в частную собственность (физических лиц, юрлиц и НКО).

Это один из способов закрепления прав собственности наряду с получением участка через договор купли-продажи, по дарственной или на основании наследования.

Отличия от рядового получения собственности на участок состоят в том, что при приватизации одной из сторон обязательно будет выступать государство или муниципальные власти.

Приватизировать землю граждане могут:

  • из государственного фонда, участки которого находятся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ;
  • из земель, принадлежащих муниципальному образованию: находящихся в собственности городских или сельских поселений.

Узнать, в чьей собственности сейчас находится ЗУ, можно с использованием публичной кадастровой карты от Росреестра. Для этого нужно знать адрес участка или его кадастровый номер.

Наиболее часто в рамках приватизации граждане оформляют права собственности на землю, переданную в их пользование еще в советское время, когда еще не существовала частная собственность и все участки принадлежали государству. Т.е.

фактически они владеют и эксплуатируют участки уже достаточно давно. Многие уже успели построить там жилые дома или хозяйственные постройки, но юридически они не закрепили свои права собственности в установленном порядке.

Такая обязанность появилась у граждан после введения в действие Земельного кодекса.

Инициация процедуры приватизации может исходить от:

  • граждан, владеющих домами на данном участке;
  • юридических лиц, представляющих различные организации (в частности, религиозные);
  • граждан, которые относятся к категории льготников (многодетные, участники боевых действий и пр.).

Исключительным правом на приватизацию наделены граждане, которым принадлежит постройка или дом на этой земле. Но такое право не обозначает, что участок будет передан лицу бесплатно. При этом закон допускает, что участок под домом находился не в собственности его владельца, а в аренде.

Помимо индивидуальной различают коллективную приватизацию, которая предполагает подачу совместного заявления на приватизацию от членов садоводческого или дачного кооператива или иного объединения граждан.

Приватизация может производиться на платной и безвозмездной основе.

Право на бесплатную приватизацию у граждан есть лишь единожды. Для этого они должны владеть участком на основании пожизненного наследуемого, бессрочного пользования или на основе безвозмездной аренды. В последующем они могут приватизировать землю на платной основе.

В настоящее время в России реализуется ряд программ, которые позволяют бесплатно приватизировать землю. В частности, по освоению Дальнего Востока, выделению земель для улучшения жилищных условий работникам приоритетных профессий, многодетным гражданам при условии строительства на ней частного дома.

Какие участки необходимо приватизировать

Процедуру приватизации необходимо пройти для закрепления собственности в отношении участков для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, участков под ИЖС и пр.

Купленный у администрации муниципального образования земельный участок также нужно приватизировать. Хотя «приватизация купленного участка» юридически не корректное понятие, но права собственности на него нужно оформить должным образом.

Для этого покупатель должен подать заявление о вступлении в права собственника в Росреестре, а продавец – об отчуждении прав собственности.

В качестве правоустанавливающего документа будет выступать договор купли-продажи и протокол участия в торгах или выделения участка без торгов.

При этом законодательно закреплен перечень земель, которые не подлежат приватизации. Это участки, изъятые или ограниченные в обороте:

  • земли из природоохранной зоны, земли заповедников;
  • земли, входящие в водный и лесной фонд;
  • земли из территории особо охраняемых государством объектов;
  • общественные земли, на которых расположены площади, дороги, пляжи, улицы;
  • земли, расположенные на расстоянии ближе 100 м к береговой линии;
  • участки земли, изъятые для решения важных государственных задач и не подлежащие переходу из госсобственности (например, поддержания обороноспособности, для нужд космической и ядерной промышленности и пр.).

Законодательное регулирование приватизации

Приватизация регулируется одновременно несколькими нормативно-правовыми актами:

  • Земельным кодексом;
  • Законом о приватизации №178-ФЗ;
  • Законом о госрегистрации №122-ФЗ;
  • Законом о дачной амнистии №171-ФЗ.

До 2016 года основные положения, относительно стоимости приватизации регламентировали ст. 28 и 36 ЗК. Ныне они утратили юридическую силу, так как с марта 2016 года приватизация производится исключительно безвозмездно.

Статьи 39.1 и 39.5 Земельного кодекса содержит перечень случаев, при которых физическое или юрлицо вправе получить участок во владение бесплатно:

  1. Если гражданину предоставлен участок для занятия ЛПХ или фермерством на срок в пределах 6 лет – по прошествии 5 лет.
  2. Если участок был предоставлен под ИЖС или ЛПХ на срок в пределах 6 лет – по прошествии 5 лет.
  3. Гражданам с тремя и более детьми.
  4. Иным категориям граждан, имеющих право на получение участков (ветеранам, Героям СССР, малоимущим и пр.).

Если земельные участки входят в кооперативы и товарищества садоводов, дачников и огородников, то процедура приватизации попадает по дачную амнистию. Она предполагает упрощенный порядок получения земли. Недавно действие дачной амнистии продлили до конца 2020 года, но срок приватизации недвижимости, расположенной на таких участках продлен только до марта 2018 года.

Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/sobstvennost/privatizaciya

Приватизация земельных участков гражданами

Процедуры приватизации земельных участков

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.