Развод по инициативе жены

Содержание

Развод по инициативе жены с ребенком

Развод по инициативе жены

Развод – это стрессовая ситуация, во время которой эмоциональное состояние супругов становится препятствием для любых их действий. Существуют различные способы расторжения брака, порядок и условия которых регламентированы законодательством.

Выбор конкретного пути зависит от желания развестись у обоих супругов, общих несовершеннолетних детей и дорогостоящего имущества. Попробуем разобраться с процедурой и предъявляемыми к ней требованиями со стороны государства.

Развод через ЗАГС – самый быстрый и беспроблемный способ

Условиями его проведения являются:

  • отсутствие общих несовершеннолетних детей (общих по крови, совместно усыновленных, а также усыновленного вторым супругом).
  • отсутствие совместно нажитого имущества, имеющего стоимость более 100 тыс. р.;
  • наличие обоюдного желания развестись;
  • признание одного из супругов без вести пропавшим, умершим или осужденным на срок более 3 лет.

Процедура развода происходит по месту регистрации супругов (если они прописаны раздельно) или в ЗАГСе, оформившем брак.

Если все документы были собраны правильно и нет формальных поводов для отказа, то срок расторжения брака — 30 дней.

Развод по инициативе мужа с ребенком до года

Постановление Пленума ВС № 15 от 1998 года предусматривает, что бракоразводная процедура не может быть инициирована супругом в следующих ситуациях:

  • женщина – беременна, что подтверждается справкой гинеколога (срок не имеет значения);
  • менее года назад у пары родился ребенок (в том числе мертворожденный или при СВСМ – синдроме внезапной смерти младенцев возрастом до года);
  • обоюдное усыновление ребенка, которому еще нет 1 года.

В случае принятия искового заявления судья обязан прекратить разбирательство после доказывания этих фактов. Обычно женщина или ее адвокат готовит встречный иск с целью прекращения судебного делопроизводства.

Когда развод по заявлению мужа возможен?

Единственным случаем в котором возможен развод по инициативе мужа – предварительное аннулирование отцовства. Если мужчина докажет, что не является отцом, развод будет разрешен. Доказать отсутствие родства можно только в судебном порядке следующими способами:

  • проведение экспертизы ДНК (допускается и в период беременности);
  • принятие решений на основании представленных мужчиной доказательств.

Развод с женой через ЗАГС при наличии детей

Законодательство не дает мужу право развестись через ЗАГС в случае, если от брака с женой имеются общие дети, за исключением случаев, когда жена объективно не может оказывать влияния на принятие такого решения или же когда ее мнение не может быть выяснено. К таким случаям относится:

  • Признание жены недееспособной по решению суда;
  • Признание ее пропавшей без вести, что также устанавливается судебным решением;
  • Отбывание назначенного приговором реального тюремного срока длительностью от 3 лет и выше.

Порядок развода через ЗАГС

При наличии оснований для развода через ЗАГС заинтересованная сторона должна пройти следующие действия:

  • подготовка необходимых документов;
  • обращение в ЗАГС с заявлением;
  • ожидание 30 дней для примирения участников;
  • внесение записи в книгу регистрации;
  • получение свидетельства о разводе.

Обращаться можно в ЗАГС, расположенный по месту прописки, или в отдел, где зарегистрирован брак изначально. Сделать это можно лично, через нотариальную доверенность или на сайте Государственных услуг.

  • паспорт заявителя;
  • паспорт второго супруга;
  • свидетельство о регистрации брака;
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • личные документы детей;
  • решение суда об аннулировании отцовства;
  • судебный вердикт о назначении наказания в виде лишения свободы на 3 года;
  • решение суда о признании партнера безвестно пропавшим;
  • заключение об утрате дееспособности.

Государственная пошлина составит 350 рублей при одностороннем прекращении союза и 650 рублей с человека при подаче обоюдного заявления на развод.

Образец заявления на разводе в ЗАГС

Форма и содержание заявления будут зависеть от того, на каких основаниях происходит развод. В любом случае придется указать:

  • персональные сведения участников;
  • причины прекращения брака;
  • условия регистрации семейных отношений;
  • наличие детей и их личные сведения;
  • фамилии, присвоенные после развода;
  • основания для развода конкретным способом.

Капушко Инны Федоровны и

Капушко Арсения Игоревича

Заявление
о прекращении брачного союза по обоюдному решению жены и мужа

Прошу выполнить регистрацию расторжения брака в рамках положений статьи 33 Федерального закона № 143 от 15.11.1997 «Об актах гражданского состояния».

Источник: https://met365.ru/razvod-po-initsiative-zheny-s-rebenkom/

Разновидности талака: развод по инициативе жены и другие случаи

Развод по инициативе жены

В одной из статей на нашем сайте раскрывалась тема развода, согласно исламскому праву. Эта процедура относится к категории разрешённых, хоть и не одобрялась Заключительным посланником Всевышнего Мухаммадом (с.г.в.). Сейчас же рассмотрим некоторые аспекты разводного процесса в особенных ситуациях.

Как быть, если о талаке попросила сама супруга, если муж решил надолго отказаться от интимной близости или в семье произошла недоказуемая измена? Шариат даёт чёткие установки на каждый из таких случаев.

Жена инициирует развод

Ислам разрешает передачу права объявления развода жене. Чтобы такая ситуация получила легальное, с точки зрения исламского права, основание, необходимо выполнение одного небольшого, но важного условия.

Когда формируется и обговариваются условия брачного договора, либо когда пара уже живёт вместе после никаха, муж в присутствии свидетелей должен сказать: «Ты сама себе хозяйка». Это позволяет жене инициировать развод. Она может повторить эту процедуру и во второй, третий разы.

Тем не менее, в шариатских источниках отмечается, что нельзя злоупотреблять этим правом, в противном случае муж может вернуть себе обратно право инициировать развод.

Когда жена инициирует развод, она обычно говорит: «Я отделилась от тебя».

Отдельного внимания заслуживают случаи, когда мужа настигает импотенция. Если вдруг возникает такая ситуация, то супругам даётся один год на сохранение отношений.

То есть в течение 12 месяцев они живут вместе, но жена имеет полное право запросить развод (у мужа или, при его отказе, у шариатского судьи – казыя) и уйти после завершения этого срока.

Если же по прошествии года мужчина не отпускает жену и клянётся перед судьёй, что у него уже нет проблем с потенцией, а женщина это всё отрицает, то принимается позиция мужа, и брак сохраняется.

В то же время, согласно исламскому праву, мужчина не может объявить развод только из-за каких-то физических недостатков жены, включая бесплодие. (Своеобразной «страховкой», нивелирующий такой риск, в исламе служит право мусульманина на вторую и последующих жён – прим. Islam.Global)

Прочие разновидности талака

Богословы выделяют несколько видов развода в исламе:

1. Иля – клятва мужа о том, что он не будет иметь интимной близости с женой на протяжении трёх и более месяцев. Логическим итогом реализации этого обещания служит окончательный развод. То есть это такой развод, после которого мужчина и женщина должны заново составить брачный договор (никах). Заметим, что данная ситуация нашла своё отражение в тексте Священного Корана:

«Тот, кто произнёс клятву, что не будет приближаться к своей жене, пусть ждёт три месяца…» (2:226)

Если муж нарушит свою клятву, то ему необходимо выплатить каффарат (искупление). При этом пока оно не будет выполнено, жена не будет считаться такому мужчине разрешённой. Подробно об искуплении сказано в суре «Трапеза»:

«В качестве каффарата необходимо обеспечить питанием десять нищих. При этом объём пищи должен быть равным среднему, чем вы кормите свою семью. Либо вы должны одеть 10 нищих, либо дать свободу одному рабу. Если у нарушившего клятву нет таких возможностей, то он должен держать трёхдневный пост…» (5:89)

2. Хульга – добровольное прекращение брачного договора обеими сторонами. В учебниках по исламскому праву в области муамалята этот вид развода описывается следующим образом. Если отношения между супругами резко портятся, и между ними возникает вражда, погасить которую нет надежды, то супруги разводятся посредством талака-хульги.

В этой ситуации мужчина и женщина могут заново вступить в брачные отношения только после того, как женщина выйдет замуж за другого и разорвёт уже с ним брак. Если вражда инициирована женой, то мужчина может обратно забрать свадебный подарок (махр), либо может получить компенсацию от бывшей супруги или её родственников.

Такой итог возникшей ситуации описывается в суре «Бакара»:

«…Если у вас имеются опасения, что вы не сможете соблюсти ограничения, наложенные Всевышним, то не будет на вас греха, если жена заплатит компенсацию и получит тем самым развод…» (2:229)

Когда нежелание жить вместе с супругой исходит от мужчины, то он не имеет никакого права отбирать что-либо у жены или требовать у неё компенсацию:

«Если вам понравилась другая женщина и вы хотите развестись со своей, то вам нельзя ничего брать себе обратно из того, что было ранее подарено супруге. Неужели вы хотите совершить явный греховный поступок?» (4:20)

3. Зихар – отождествление жены с женщиной, которая по статусу запретна для мужчины. Эта ситуация описывается в суре «Аль-Муджадила», когда муж сравнил свою супругу с собственной мамой, тем самым давая понять, что никакой половой близости теперь между этими двумя людьми быть не может.

«Те, кто посмел возвести собственную жену в ранг запретной женщины, совершают предосудительный и неверный поступок. Жена – это не мать мужа. Матерью может быть только та женщина, которая родила этого самого мужчину [который решил разбрасываться столь абсурдными выражениями]» (58:2)

После произнесения таких слов о жене супруг должен совершить искупление (каффарат), коим будет либо освобождение одного раба, либо совершение поста в течение двух месяцев подряд, либо обеспечение единоразово едой 60 нищих (как описано в 3-4 аятах суры «Аль-Муджадила»). Если искупление не будет совершено в течение одного срока идды (три периода менструации), то женщина оказывается разведённой со своим мужем. Более того, с возникновением ситуации зихар муж не имеет права совершать половой акт со своей женой.

4. Лиган – развод, который происходит после обвинения одного из супругов в совершении прелюбодеяния, сопровождаемый соответствующей клятвой об этом.

Если муж либо жена обвиняет своего партнёра по браку в супружеской измене, произнося перед казыем четырежды: «Клянусь Всевышним, моя жена (мой муж) является прелюбодейкой (прелюбодеем), и добавляя потом: «Если мои слова лживы, то пусть Всевышний нашлёт на меня проклятие», то судья произносит слово «аминь» и ждёт ответа от обвиняемой стороны. Если эта сторона (будь то муж или жена) отвергает обвинение, четырежды произнося: «Клянусь Всевышним Аллахом, я не изменял своему супругу (своей супруге)», добавляя: «Если мои слова ложны, то пусть Всевышний нашлёт на меня проклятие», то судья произносит слово «аминь» и объявляется этих двух людей запретными друг для друга навечно.

Если обвиняющая сторона откажется от своих слов, то ей положено 80 ударов плетьми в качестве наказания за клевету:

«Те, кто распространяет лживые обвинения в адрес целомудренных женщин и не смогут найти четырёх свидетелей, должны подвергнуться высечению в размере 80 ударов розгами. Свидетельства таких людей нельзя будет принимать больше никогда, так как их слова являются лживыми» (24:4)

Отдельные аспекты разводного процесса

  • Развод под принуждением признаётся в Шариате действительным. Но это правило не действует, если человеку угрожают смертью. Также считается совершённым талак, который произошёл в ситуации, когда инициатор был пьяным.
  • Если мусульманин сказал слова о разрыве брачных отношений по ошибке или забывчивости, то и в этом случае развод действителен.
  • Когда человека довели, играя на его самообладании, и, по сути, вынудили сказатьтройной талак, то с этим ничего не поделать – брак считается распавшимся.
  • Если муж или жена произносит слова развода во сне, то в этой ситуации их брачные отношения сохраняются.

Источник: https://Islam.global/semya/semeynaya-zhizn/nyuansy-i-osobennosti-raznykh-vidov-talaka/

Развод по инициативе жены с ребенком – Юридические подборки

Развод по инициативе жены

За последние годы институт брака становится все более неустойчив. Количество бракоразводных процессов увеличивается по всему миру с небывалой скоростью.

Желание инициировать развод, согласно статистике, возникает у каждой второй супружеской пары.

И если десять лет назад вопрос о расторжении брака рассматривался как крайняя мера в отношениях семьи, сегодня – это просто еще один пройденный этап в жизни.

Кто такой инициатор развода?

Инициатором бракоразводного процесса может выступить любой из супругов. Более решительными в этом вопросе считают женщин из-за их эмоциональности и импульсивности, чего не скажешь о второй половине.

Если мужчина подает на развод, прежде он обязательно тщательно продумает все свои пути отхода и нюансы, связанные с данным намерением. Причина и вина у каждого будет своя.

И в порыве эмоций мало кто вспоминает о манерах, достоинстве и хорошем поведении. При этом вредят они не только себе, но и накрывают волной негодования близких.

Нужно помнить что, несмотря на обстоятельства и ситуацию, нужно всегда оставаться человеком и вести себя достойно.

Особенности процедуры прекращения брака в одностороннем порядке

Подают на развод в одностороннем порядке обычно лишь в том случае, если ответная сторона не одобряет данного решения и не дает своего согласия. Поскольку каждый гражданин имеет право на свободу, расторжение брака без согласия второй стороны в России возможен.

Однако быстрым такой процесс не назовешь – долгая волокита в суде и, естественно, уплата госпошлины. Положения о прекращении брака регулируются четвертой главой Семейного кодекса РФ (статьи 16–26). Брак может быть прерван в одностороннем порядке через ЗАГС или через суд.

Кроме того, закон предусматривает ситуации, когда муж не имеет права инициировать бракоразводный процесс. Несоблюдение этих условий или регистрация брака с их соблюдением, но без намерения создать семью (фиктивный брак) в случае требования заинтересованных лиц или уполномоченных органов может повлечь признание в судебном порядке брака недействительным.

Сокрытие венерической болезни или ВИЧ-инфекции также дает право другому супругу обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным. Брак, признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов с момента его заключения.

Добросовестный (не знавший о наличии препятствий к заключению брака) супруг имеет право сохранить фамилию, избранную им при регистрации брака.

Если один из супругов скрыл, что уже состоит в браке, то лицо, не знавшее об этом, вправе требовать имущественного удержания и раздела имущества в соответствии с нормами Семейного кодекса РФ, т. е. на более выгодных для себя условиях.

В каких случаях развод по инициативе мужа не допускается?

В законодательстве имеется ряд положений, при которых мужчина может столкнуться с отказом. Муж не имеет права просить развода во время беременности, или если ребенку не еще не исполнился год после рождения.

При возражении жены судом ходатайство супруга рассмотрено не будет. Для защиты жизни и здоровья мамы и ребенка законодательство прописало такие условия.

Судом не принимаются во внимание случаи, когда:

Во внимание берется психологическое, физиологическое состояние женщины и ребенка до истечения годичного срока. В течение двадцати одного месяца исковое заявление мужа в суд о разводе не принимают. Расторжение брака через суд в данных условиях невозможно.

И даже подозрения супруга в неверности (ребенок не его) не являются поводом для основания начинать бракоразводный процесс. Возражения и апелляции откажутся рассматривать.

Правда ли, что в случае расторжения брака по инициативе женщины она будет платить алименты на ребенка?

Об алиментах существует много статей и разделов в СК РФ. По сути, главным является то, что алименты должны выплачиваться одним из супругов (Ст. 90 СК РФ). Какая величина алиментов, сроки выплат и прочее, все эти вопросы решает суд, если нет взаимного соглашения между членами бывшей семьи.

Бывший супруг/супруга имеет законное право требовать уплаты алиментов от бывшего мужа/жены в случае, если:

Кто чаще подает на расторжение брака: муж или жена — статистика в России

Самый «кризисный» период для семьи, по статистике, — 5-9 лет. В 2016 году более 25 % разводов состоялось именно в этих возрастных рамках. Но даже и после девятилетнего союза пары нередко расстаются.

В 2017 году разрушилось более 19 % семей, возраст которых находится в промежутке от 10 до 20 лет. Часто разводятся также и пары, прожившие в браке 1-2 года. По статистике того же Росстата в 2016 году около 20% пар распалось именно в этом периоде брачных отношений.

А вот на первом году совместной жизни супруги разводятся редко, отмечено всего 4,7 % таких семей. Брачные отношения, длившиеся более 20 лет, прекращались в 2017 году в 13,2% случаев.

По статистике, чем больше детей в семье, тем ниже вероятность развода. В 2016 году у 56,7% разведённых супругов не было общих детей. Семьи с одним ребёнком рушатся реже.

Всего треть разводов приходится на семьи, в которых имеется 1 ребёнок. Супруги, у которых 2 и более детей, разводятся ещё реже. В 2016 году распалось только 12,1% таких семей (73 000 человек).

Причины, по которым россияне разводятся, разнообразны. Последние данные в России неутешительны: разводом заканчивается более 50% браков. В 2017 году зарегистрировано чуть более 1 000 000 браков, тогда как распалось более 600 000 семей.

Многочисленные соцопросы выявили следующие причины развода в РФ:

Установлено, что в 68% случаев на развод подают женщины (в Москве эта цифра увеличивается до 80%) в возрасте до 50 лет. Особенную активность проявляют при этом молодые женщины.

После 50 лет инициаторами развода чаще всего выступают мужья. Таким образом, повышенная инициатива женщин в расторжении брака является опрометчивой.

Каким бы плохим ни казался отвергнутый муж, новая жена найдётся.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-74-42, Санкт-Петербург +7 (812) 309-71-92 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: https://prozakon.guru/semejnoe-pravo/razvod/initsiatoryi.html

Развод по инициативе мужа

Семейные отношения являются очень сложным процессом. И не каждой семье удается сберечь добрые отношения. Довольно частым является развод, который с психологической точки зрения трудно переносится обоими партнерами. Чаще развод происходит по инициативе женщины.

Но если муж решился подать на развод, то значит, он уже заранее все продумал и принял решение. Мужчина редко принимает такое сложное решение под действием эмоций. У него, как правило, уже есть куда уйти и все подготовлено.

Ситуация развода требует от супругов терпимости и моральных сил, чтобы это пережить.

Каждый человек испытывает при этом разные чувства, мужчины и женщины ведут себя в этой ситуации по-разному. Линия поведения зависит от того, сама ли одна из сторон подает на развод или это делает другая сторона. Когда происходит развод по инициативе мужа, как же чувствует себя мужчина в этой ситуации и как себя ведет?

Поведение мужчины как инициатора развода

Редко когда муж является настоящим инициатором развода. Бывает так,что его к этому подталкивают и часто за его решением стоит другая женщина.

Потому что сам мужчина почти никогда не решается уйти «в никуда». В этом случае муж проявляет невероятную активность во всех своих действиях, связанных с разводом.

Он оперативно решает все проблемы, связанные:

  • с материальными вопросами;
  • с жилищными вопросами;
  • с вопросами юридическими.

Для чего мужчина проявляет такую активность? Он руководствуется тем, что в настоящем и будущем не желает слышать в свой адрес упреки. Желание мужа как можно больше делать для бывшей жены, чтобы она была довольна, вполне понятно.

Тем более, если в семье есть дети. Мужчина невольно чувствует перед ними себя виноватым. По мнению психологов, мужчины инициаторы развода редко ставят на первый план причины развода. Если муж решил развестись, он упорно двигается к этой цели.

Зачастую при разводе муж посещает разных специалистов: психологов и юристов. Также он общается с воспитателями и учителями своих детей. Предлагает и жене посетить психолога.

Все его действия направлены на то, чтобы произвести хорошее впечатление на свою бывшую семью и не быть виноватым перед ними.

Поведение женщины в роли жертвы развода

Как же начинает себя вести женщина, у которой муж подал на развод? Наблюдения показывают, что такие женщины часто не имеют высокооплачиваемой и захватывающей их целиком работы. В противном случае их состояние и поведение в ситуации развода было бы иным.

Интересное дело, которому женщина отдает душу и силы, вполне может частично компенсировать ее страдания. Женщина же, оказавшая в такой ситуации, чаще начинает совершать совершенно иные активные действия.

Источник: https://sudinformation.com/razvod-po-initsiative-zheny-s-rebenkom/

Со слов Саубана (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какая бы женщина не попросила развода у своего мужа без веской причины, то для нее запретным станет запах Рая!» Ахмад 5/277, Абу Дауд 2226, ат-Тирмизи 1187, Ибн Маджах 2055.

[attention type=green]
Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма, имам Ибн аль-Джаруд и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 9/403, “Ируауль-гъалиль” 2035.
[/attention]

 Имам аш-Шаукани сказал: “В этом хадисе содержится указание на то, что требование женщиной развода у мужа запрещено строжайшим образом! Ведь тот, кто не ощутит запах Рая, значит, не войдет в Него”. См. “Найлюль-аутар” 12/371

Развод по инициативе жены.

Вопрос  требование развода женщиной  у её мужа без уважительной причины необходимо отнести к наиболее актуальным.

Мы изначально ограничим эту тему рассмотрением просьбы о разводе (под которым подразумевается как развод «хула», когда женщины выкупает развод, возвращая супругу часть махра, так и развод путём его троекратного объявления женщине с выжиданием срока идды) именно без уважительной на то причины.

 К весомым причинам как известно относится не соблюдение супругом обязанностей перед женой по её содержанию, его пренебрежение религиозными предписаниями, систематическое совершение им больших грехов и отказ от покаяния в них, вероотступничество, а также вражда и ненависть возникшая между супругами, которая вызывает опасения в том, что они, будучи в браке, не смогут исполнять предписанное им Всевышним Аллахом по отношению друг к другу, ибо сказал Всевышний Аллах: «Если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод» (аль-Бакъара 2: 229).

В данном случае мы возьмём именно неуважительные, и порою смехотворные поводы, которые порой приводят некоторые из женщин, обращаясь к супругу с просьбой о разводе,  ведомые  желанием таким образом побудить сделать им дорогой подарок, просто привлечь к себе внимание мужа, «отомстить» супругу за какую-то реальную или мнимую  провинность перед ними. Такими  «провинностями»  бывает или его отлучка из дома на срок дольше обычного, о которой он не предупредил супругу, неисполнение супругом  какой-либо из её бытовых просьб, или подобное этому. Разнообразие этих поводов ограничено пожалуй только фантазией женщины.

Вопрос  о испрашивании женщиной развода без причины может быть рассмотрен в двух аспектах.
Первый из них – морально-этический, то есть вопрос о положении женщины, которая обращается к супругу с просьбой развести её, не имея уважительного повода.

 О положении таких женщин красноречиво сказано в хадисах, пришедших от нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 Со слов Саубана (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какая бы женщина не попросила развода у своего мужа без веской причины, то для нее запретным станет запах Рая!» Ахмад 5/277, Абу Дауд 2226, ат-Тирмизи 1187, Ибн Маджах 2055.

[attention type=green]
Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма, имам Ибн аль-Джаруд и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 9/403, “Ируауль-гъалиль” 2035.
[/attention]

 Имам аш-Шаукани сказал: “В этом хадисе содержится указание на то, что требование женщиной развода у мужа запрещено строжайшим образом! Ведь тот, кто не ощутит запах Рая, значит, не войдет в Него”. См. “Найлюль-аутар” 12/371.

В этих словах нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует содержится суровое предостережение женщинам от подобных легкомысленных просьб, ибо ими они разрушают сам институт мусульманского брака и без всякой нужды  уничтожают ту пользу, которую он несёт, и решение о разводе посредством их высказываний становится чем-то легковесным, подобно разменной  монете,  в   отношениях жены с мужем. Решение о разводе как известно лежит в компетенции мужчины, ибо он изначально создаёт семью, сватаясь к женщине, выплачивает ей свадебный дар (махр), в последующем содержит жену и детей, обеспечивая их благосостояние, и на нём лежит ответственность перед Всевышним Аллахом за исполнение его домочадцами религиозных обязанностей. Женщина же подобной просьбой входит в ту сферу, в которой надлежит главенство мужчине, и это несомненное проявление высокомерия и неблагодарности к нему, ибо передано  со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах не посмотрит на ту женщину, которая не благодарит своего мужа, хотя она зависит от него». ан-Насаи в “аль-Кубра” 9086, аль-Хаким 2/190, аль-Баззар 2349. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хазм, хафиз аз-Захаби, шейх аль-Альбани и др. См. “Сахих ат-таргъиб” 1944, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 289.

Таким образом, в данной женщине объединятся два порочных качества – неблагодарность к супругу за всё доброе что он сделал для неё в целом, и второе прочное качество – сама по себе просьба о разводе.

И от обоих этих качеств предостерёг  женщин  наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и привёл в качестве воздаяние за это деяние, если женщина совершит его, и искренне в последующем не раскается в нём, удаление её от милости Всевышнего Аллаха («Аллах не посмотрит на ту женщину…»), и удаление её от Рая («…для нее запретным станет запах Рая!») – а что может быть более прискорбным чем подобный урон, и печально, что некоторые из женщин в силу ограниченности ума меняют эти великие вечные блага жизни будущей на свои суетные предпочтения и мимолётные желания в дуния.

Более того, в пречистой сунне нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, есть ещё более суровое предостережение против подобного неблаговидного поведения женщин.

Со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщины, добивающиеся развода и разлуки, являются лицемерками».

 ан-Насаи 3461, ат-Табарани в “аль-Кабир” 17/339. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1938.

В этом хадисе речь идет о виде развода с выкупом, именуемом «хула».

Имам аль-Мунауи сказал: “Такие женщины были описаны лицемерием для устрашения и предостережения от этого. Порицается женщине требовать  «хула», кроме как по причине, как вражда, ее неприязнь к мужу по причине скверного его качества и характера религиозного или мирского, опасение не соблюдать его некоторые права, и т.п.”. См. “Файдуль-Къадир” 2/432.

Сразу же обратим внимание читателя, что женщина, которая по воздействием гнева на супруга, или в силу скудости ума потребовала у него развести её, не становится от этого лицемеркой в полном смысле этого слова, то есть лицемеркой в убеждениях (акыде), как   лицемеры времён нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, такие как глава лицемеров Абдуллах бин Убей бин Салул.  То есть не станет женщина  подобной тем лицемерам, о которых ниспослал Всевышний Аллах эти айаты: «Будешь ли ты просить прощения для них или не будешь делать этого, Аллах все равно не простит их, даже если ты попросишь для них прощения семьдесят раз» (Сура «Тауба», 9:80) и «Никогда не совершай намаз по кому-либо из них и не стой над его могилой» (Сура «Тауба», 9:84).
Но однако в такой женщине проявляется одна из черт лицемерия, как сказал об этом наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Имеющий в себе все эти четыре черты – лицемер. И если есть в нём одна из них, то есть в нём одна из черт лицемерия. Затем он (наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует)назвал их: если он рассказывает, то лжёт; когда он  обещает, то не сдерживает обещания; если он заключает с кем-нибудь договор, то  нарушает его; если же он препирается, то ведет себя непристойно» («Признаки лицемерия и качества лицемеров», шейх Абу Нуайм аль-Асбахани; хадис № 46)

Как видно из этого хадиса, одной из черт лицемеров является недостойное поведение в споре, а что может быть более непозволительным как использование просьбы о разводе как аргумента в соискании неких совершенно легковесных, мирских интересов.

В этих словах нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, предостережение к женщинам в обретении посредством необоснованных просьб о разводе одной из черт лицемерия, которая наносит огромный ущерб их вере, и приводит их к урону в Судный День.

Оговоримся сразу, что подобные просьбы женщины относятся к прегрешениям, которые,  и причислены рядом учёных  к большим грехам, ибо входят в понятие неподчинения жены мужу, но не влекут за собой наказания в дуния.

То есть женщину нужно увещевать и наставлять, приводить ей доводы на недостойность подобного поведения.

Иное дело, что если женщина продолжает проявлять упорство в строптивости, и игнорирует все доводы, то мужчина имеет полное право развестись с ней.

И второй аспект, которые имеют просьбы женщины о разводе, это аспект юридический, то есть применимый в сфере фикха.

 Разделение между супругами возможно одномоментно путём аннулирования брака по решению судьи Шариатского суда только при наличии условий, делающих брак недействительным, например таких как вероотступничество супруга, или ситуация когда мужчина принял Ислам, а его супруга-язычница воспротивилась этому, или когда супруги призвали взаимное проклятие друг на друга. В остальных же случаях инициатором развода (и обычного троекратного развода, и развода «хула» с возвращением части махра) является только мужчина, и от женщины подобные просьбы не принимаются. Имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Любое правовое решение о разъединении супругов, вынесенное не на основании произнесенных слов супругом, и производимое не по его желанию не называется разводом” См. «аль-Умм» 5/128.

Относительно же развода «по взаимному согласию» супругов, то можно привести слова ибн аль-Кайима, да смилуется над ним Аллах, сказавшего: “Ученые единодушны в том, что супруги не могут по взаимному согласию осуществить аннулирование брака, если при этом не будет выплаты материальной компенсации мужу” См. «Задуль-Ма’ад» 5/598. То есть в данном случае имеется ввиду развод «хула»,  и обязательным условием берётся взаимное согласие супругов, но никак не ситуация, когда женщина настаивает вопреки супругу на разводе «хула», и обращается с просьбой о нём к судье, дабы он обязал супруга согласится на развод.

Факихами также  рассматривается ситуация, когда женщина обращается к судье с тем, что она утверждает, что муж развёл её троекратным разводом, а  муж отрицает это.

В  этом основой является сохранение брака и отклонение развода, а женщине надлежит представит   доказательством своих слов  свидетельство двух справедливых  мужчин, которые подтвердят  что развод действительно был дан.

Причём по мнению имама Ахмада ибн Ханбала в данном случае необходимо свидетельство именно двух мужчин, но не мужчины и двух женщин, подобно как в делах о серьёзных преступлениях и наказаниях за них. Если же у женщины нет свидетелей, ту мужчину приводят к принесению клятвы в том, что он не давал супруге развод.

Если же мужчина приносит подобную клятву, то женщина считается уличённой во лжи, и её свидетельство не принимается более, а брак остаётся в силе покуда супруг не пожелает законным образом расторгнуть его. («аль-Мугни» ибн Кудама, 7503).

В завершение хотелось бы напомнить женщинам о необходимости избавления от черт строптивости, если они есть в них, и привести прекрасные  слова Хафиза ибн Касира, да помилует его Аллах: “Нет более великой любви и симпатии между двумя душами, чем любовь и симпатия между супругами”. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/275.

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Источник: https://vhijabe.ru/video/abu-umar-razvod-po-initsiative-zheny/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.